Усману Мингажетдиновичу Мясоутову посвящается

Автор: Игорь Рафисович Мясоутов

Воля к жизни Усмана Мясоутова

Мой дед Усман Мингажетдинович Мясоутов родился 12 августа 1912 года в г. Баку, куда его отец Мингажетдин Сатреддинович Мясоутов приехал в 1898 году из деревни Кривозерье Пензенской губернии на нефтяные промыслы — на заработки.

Усман Мясоутов

Увеличенная фотография(JPG, 807,2 КБ)

Прилежание в работе и желание выйти в люди позволило отцу моего деда получить специальность слесаря по монтажу и эксплуатации газового оборудования, с соответствующим уровнем достатка. Семья, где родился мой дед, была большая — пятеро детей. Дед по старшинству был вторым ребенком.

Его детство и юность проходили в трудные годы. Попытка вернуться в деревню и заняться сельским хозяйством не удалась в связи с волной коллективизации в 1927-28 годах, в ходе которой у семьи была реквизирована вся домашняя живность и сельхозинвентарь в пользу колхоза. Отец деда в колхозе работать не захотел, и вся семья перебралась обратно в г. Баку.

В 1930 году мой дед поступил на работу учеником токаря, а осенью этого же года — на вечернее отделение рабфака без отрыва от производства. Весной 1934 года его вызвали в райком ВКПб Ленинского района г. Баку и предложили (вернее, обязали как кандидата партии, а он был кандидатом с 1932 года) готовиться для поступления в авиационную школу.

Места службы Усмана Мясоутова

Увеличенная фотография(JPG, 457,2 КБ)

В тот момент началось развитие авиации в стране, ощущалась острая нехватка летного состава. И вот из числа активных комсомольцев, кандидатов и членов партии преимущественно рабочего происхождения начался так называемый спецнабор в авиационные училища. Мой дед и еще 69 молодых людей из Баку были зачислены в мае 1934 года в авиатехническую школу под Москвой. После успешного ее окончания в октябре 1937 года в звании техника-лейтенанта дед был направлен в Белорусский военный округ, в гарнизон Боровское 3-го тяжело-бомбардировочного авиаполка. Полк был укомплектован тяжелыми бомбардировщиками ТБ-3. Так начался период службы моего деда Усмана Мясоутова в Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

30 ноября 1939 года Советский Союз вступил в войну с Финляндией. Полк, в котором служил мой дед, был перебазирован на аэродром близ Петрозаводска, на Карельский перешеек, где принимал активное участие в подавлении и разгроме белофинских войск. 13 марта 1940 года был заключен мир, и полк, приведя матчасть в порядок, вернулся на свою базу в Боровское.

В октябре 1940 года, будучи в отпуске в г. Баку, мой дед женился и уже с молодой женой приехал в свою часть. Под Минском на аэродроме Пуховичи их застала Великая Отечественная война. 23 июня 1941 года из гарнизона в срочном порядке эвакуировали семьи военнослужащих, а полк приступил к боевым действиям. 23 июня силами 3-го тяжело-бомбардировочного авиаполка был нанесен удар по технике и войскам противника западнее Минска. После этого боевого вылета полк произвел посадку на аэродроме г. Ржев.

С аэродрома Ржева полк перебазировался на подмосковные аэродромы, где тоже долго не задержался. Ведя боевые действия с каждого аэродрома, к сентябрю 1941 года полк был переведен в Ивановскую область на аэродром Тейково, откуда активно совершал полеты по нанесению ударов с воздуха по приближающимся к Москве войскам противника. Там деду было присвоено очередное воинское звание «инженер-капитан», и он был переведен на должность инженера полка по спецоборудованию. Что это было за спецоборудование, дед никогда не рассказывал.

После разгрома немцев под Москвой в январе 1942 года полк постепенно начал перелетать на западные аэродромы. Давалось это все чудовищным напряжением сил, возможность отдохнуть была не более 3-5 часов в сутки.

После обороны Москвы полк, в котором служил мой дед, принимал участие в разгроме немецких войск под Сталинградом осенью 1942 года. К этому времени подоспело перевооружение — новые двухмоторные самолеты Ли-2 (созданы на базе Douglas DC-3 советским конструктором Борисом Павловичем Лисуновым).

На этих самолетах полк успешно выполнял боевые задачи: участвовал в разгроме немецких войск на Курской дуге и во всех операциях большинства фронтов в 1944 году — и так до Дня Победы!

В 1944 году полк деда из-за большого количества потерь стал ощущать нехватку летного состава. При штабе авиакорпуса были организованы курсы по переучиванию наиболее подготовленного техсостава на штурманов, куда и попал мой дед. Через несколько месяцев, закончив эти курсы, он был зачислен в летный экипаж с присвоением очередного звания — «майор», и с этим экипажем он успел совершить 9 боевых вылетов до своего тяжелого ранения.

К сожалению, дедушка многого не описывал в своих мемуарах, да и рассказывал неохотно о тех эпизодах, за которые он получал награды. Он считал, и передал это мнение сыновьям и внукам, что любой подвиг или героический поступок — это следствие чьей-то ошибки, а война — это работа. Но один эпизод из его рассказа мне запомнился, он как раз связан с его ранением:

«Перед нашим полком была поставлена задача: бомбить Берлин. Как правило, это были ночные вылеты, поскольку в темное время суток было значительно легче подойти незаметно и уйти без потерь. Нашему экипажу было поставлена важная задача: подсветить цель осветительными бомбами и заснять фотоаппаратурой результаты бомбардировки (возможно, это и была та самая „спецаппаратура“. — Прим. автора). Поэтому на цель наш экипаж заходил первым, а уходил крайним (у летчиков слово „последний“ не в почете. — Прим. автора). При отходе мы и попали под плотный огонь зенитной артиллерии. Самолет получил серьезные повреждения, меня ранило в живот —это очень нехорошее ранение, шансов выжить было не много, но мы дотянули и сумели сесть за линией фронта. Боевая задача была выполнена».

Дед был награжден медалью «За отвагу», Орденом Красной Звезды, Орденом Отечественной войны II степени.

Наградной лист, медаль «За отвагу»

Увеличенный документ(JPG, 4,4 МБ)

Приказ, орден Красной Звезды

Увеличенный документ (PDF, 8,6 МБ)

В ходе излечения дед был направлен в ЦАГИ (госпиталь в Жуковском), где познакомился с Алексеем Петровичем Маресьевым, находившемся там же на реабилитационно-восстановительном лечении.

Мой дед Усман Мясоутов (крайний слева) и Алексей Маресьев (второй справа) в госпитале

Увеличенная фотография(JPG, 1 МБ)

После войны они долго переписывались (об этом я могу судить только по рассказам деда, письма были утеряны).

После излечения и возвращения в часть дед был назначен помощником начальника штаба авиаполка.

День Победы застал моего деда в Польше, куда впоследствии он и перевез свою жену. Затем последовал перелет в Румынию, в г. Кэлэраши, туда же был привезен и мой отец, которому тогда было около 5 лет от роду. В 1946 году дед с бабушкой и моим отцом вернулись в СССР в г. Черновцы. В Черновцах дед прослужил до 1951 года, там же ему было присвоено звание подполковника.

Усман Мингажетдинович Мясоутов

Увеличенная фотография(JPG, 963,9 КБ)

Оттуда он был направлен в г. Липецк на Высшие летно-тактические курсы усовершенствования командиров частей ВВС. Закончив в 1952 году эти курсы, дед Усман получил назначение в г. Бельцы (Молдавия) на должность начальника штаба авиаполка. Но пробыл он там недолго, осенью 1953 года его назначают начальником оперативного отдела в авиадивизии, которая базировалась на аэродроме Выползово Ленинградской области. Здесь у него родился второй сын.

В Выползово у деда начинаются проблемы со здоровьем, перенесенные тяготы и лишения воинской службы и ранения дают о себе знать. В августе 1955 года по согласованию с командованием ВТА (Военно-транспортной авиации) принято решение о его переводе в г. Торжок, где как раз организована 124-я авиадивизия. Однако в 1956 году наступает кризис со здоровьем, и деда срочно госпитализируют в Калининский госпиталь.

После удачно проведенной операции здоровье улучшается, тем не менее даже присвоение очередного звания «полковник» не может изменить его решение об увольнении в запас.

В 1961 году в возрасте 49 лет, прослужив в армии полных 26 лет и имея 33 года выслуги, в звании полковника ВВС мой дед увольняется в запас.

Усман Мингажетдинович Мясоутов

Увеличенная фотография(JPG, 817,9 КБ)

После увольнения он трудится на различных производствах еще 20 лет, и только в 1981 году прекращает работать.

В 1991 году к нему в Торжок переезжаю я с семьей. А 21 мая 2003 года на 91-м году он уйдет из жизни, оставив в сердцах и умах близких ему людей образ стойкого человека, пронесшего сквозь тяжелые годы войны и восстановления волю к жизни и целеустремленность.

Вот таким был мой дед — Усман Мингажетдинович Мясоутов!

Примечание: Все фотографии, кроме фотографий самолетов, взяты из личного архива семьи Мясоутовых. Данный документ основан на мемуарах Усмана Мингажетдиновича Мясоутова и воспоминаниях его близких родственников: Ильяса Усмановича Мясоутова (сына), Галины Васильевны Мясоутовой (невестки), Игоря Рафисовича Мясоутова (внука), Надежды Рафисовны Петуховой (внучки).

20 марта 2015